МОТИВАЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЗАВИСИМЫХ

Дух мотивационного консультирования

Крайне важно осознавать различие между духом мотивационного консультирования и приёмами, которые мы рекомендовали для того, чтобы этот дух проявился. Вариантов приёмов может быть столько же, сколько клиентов на консультации. Но суть метода остается неизменной, охарактеризовать её можно несколькими основными чертами.

1. Мотивация к изменению поведения возникает у самого клиента, а не навязывается ему извне. Другие мотивационные подходы подчеркивают важность принуждения, убеждения, конструктивной конфронтации и использования внешних обстоятельств (например, угрозы потерять работу или семью). Такие стратегии имеют право на существование для побуждения клиента изменить поведение. Но по своему духу они в корне отличаются от мотивационного консультирования, в основе которого лежат самоопределение и мобилизация внутренней системы ценностей и целей клиента с целью стимулирования изменений в поведении.

2. Формулирует и разрешает свою амбивалентность именно клиент, а не консультант. Амбивалентность принимает форму конфликта между двумя возможными направлениями действий, противоречащих друг другу, каждое из которых имеет как преимущества, так и недостатки. У многих клиентов никогда не было возможности проговорить зачастую противоречивые и имеющие

исключительно личный характер элементы такого конфликта. Например: «Если я брошу курить, я буду лучше себя чувствовать, но, с другой стороны, я начну поправляться и терять привлекательность, что может сделать меня несчастным». Задача консультанта помочь клиенту выразить обе стороны амбивалентности и направить его к принятию приемлемого решения, способного повлечь за собой изменения в поведении.

3. Стиль консультирования обычно спокойный и выявляющий.

Прямое убеждение не является эффективным методом разрешения амбивалентности. У консультанта возникает искушение помочь, убедив клиента в том, что проблема требует незамедлительного решения, а изменение поведения гарантирует преимущества. Очевидно, что подобные тактики обычно увеличивают сопротивление клиента и снижают вероятность изменения (Miller, Benefield & Tonigan, 1993; Miller & Rollnick, 1991).

4. Готовность к изменениям является не чертой клиента, а результатом изменяющегося межличностного взаимодействия. Поэтому консультант должен быть в высшей степени внимателен и восприимчив к любым проявлениям мотивации клиента. Сопротивление и отрицание расцениваются консультантом не как черты характера клиента, а как реакция на поведение консультанта. Сопротивление клиента часто является сигналом того, что консультант переоценивает готовность клиента к изменениям. В этом случае консультанту необходимо скорректировать стратегии мотивации.

5. Взаимоотношения между консультантом и клиентом являются в большей степени партнерскими или дружескими, нежели отношения, характерные для ролей эксперта и реципиента. Консультант уважает автономию и свободу выбора клиента (а также последствия этого выбора) в вопросах его/её поведения. Рассматривая проблему под таким углом, вы не должны воспринимать консультирование как метод или набор приёмов, которые

«применяются» к клиентам или, что ещё хуже, используются для манипулирования людьми. Напротив, это межличностный стиль

общения, который никак не ограничен формальными консультациями. Это хрупкий баланс направляющих и клиент-центрированных компонентов, объединенных философской концепцией и пониманием механизмов, запускающих изменения. Если же всё превращается в набор трюков или технику манипулирования, то смысл метода теряется (Miller, 1994).

 

Пока жив человек - жива надежда!